Специфика пилотирования крыльев в дисциплине speedriding и конструктивные особенности применяемого снаряжения
30 января 2009
В настоящее время дисциплина speedriding переживает бурный прирост аудитории в Европе. В России ситуация выглядит на много спокойней. В этом есть большой плюс для тех, кто задумывается о возможности приобщения к сообществу летающих фрирайдеров. В первую очередь плюс выражается в том, что время затишья позволяет разработчикам снаряжения продвинуться в вопросах безопасности и предлагать потенциальным пользователям более проработанные speedriding концепции. В настоящее время доработки и модификации специального снаряжения осуществляются с учетом рекламаций профессионалов среды. Но к сожалению, из-за конструктивных особенностей крыльев разных производителей, это далеко не всегда позволяет обезопасить потенциальных пользователей от травматизма.
Специфика speedriding пилотирования имеет место по ряду объективных причин:
- Во-первых, это высокая скорость планирования в непосредственной близости с естественными препятствиями рельефных склонов. Это означает, что крылья обязаны быть стабильно управляемыми в скоростных режимах и позволять быстро и четко компенсировать вводы в управлении без раскачивания крыла. Так называемый «голландский шаг», то есть поперечное раскачивание крыла, которое очень трудно компенсировать, зачастую является причиной падений и серьезных травм. Данный конструктивный нюанс нередко встречается в концептах, разрабатываемых Европейскими производителями прапланерного снаряжения. Он в первую очередь обусловлен строплением обозначенных типов крыльев.
- Во-вторых, Speedriding пилотирование подразумевает, что загрузочный коэффициент крыла имеет переменное значение в моменты, когда фаза пилотирования сменяется фазой скольжения на лыжах. В эти моменты передние ряды строп значительным образом разгружаются, что может приводить к фронтальным сложениям крыльев. Ситуация совершенно не приемлемая если касание склона и скольжение происходит перед многометровым вертикальным перепадом рельефа. Данный конструктивный нюанс зачастую встречается в концептах, разрабатываемых на основе парашютных крыльев которые подразумевают применение в терминальном потоке и последующее пилотирование с постоянным загрузочным коэффициентом. Этот же момент отражается на том, как наполняется воздухом профиль крыла в момент speedriding старта. Описываемый нюанс обусловлен формой и конструкцией воздухозаборников парашютных крыльев, которые при нулевой стартовой скорости менее эффективны, чем специально разрабатываемые speedriding концепты. Так что, применяя в дисциплине speedriding парашютные крылья или крылья, разработанные на их основе, необходимо учитывать сказанное выше, особенно в условиях ограниченных стартовых площадок.
- Следующий нюанс касается подвесных систем. Дисциплина speedriding являет собой симбиоз лыжного фрирайда и парашютного groundlaunch пилотирования, что подразумевает выполнение комбинированных полетов, сочетающих скольжение на лыжах с планированием. Так что в данном случае предпочтительней использовать подвески, в меньшей степени ограничивающие подвижность тазобедренного сустава летающего райдера. Классическая компоновка парашютных систем, состоящая из раздельных ножных обхватов больше подходит для дисциплины speedriding, чем облегченные модификации классических парапланерных систем, которые позволяют осуществлять пилотирование в более глубокой и комфортной посадке, но ограничивают подвижность тазобедренного сустава райдера. Компромисс между двумя этими концепциями легко достижим и в настоящее время уже существуют разработки, сочетающие в себе плюсы обоих. Кроме этого необходимо помнить, что персональная подвесная система, не зависимо от ее типа, требует индивидуальной регулировки с учетом анатомических особенностей райдера и его нательной экипировки.
Все перечисленные нюансы не означают, что существующие экземпляры speedriding снаряжение, доступные в настоящее время для приобретения, категорически нельзя применять. Это означает, что необходимо учитывать конструктивные особенности этого снаряжения, так как данная дисциплина сочетает в себе не только новые возможности, недоступные в свободном катании или чистом пилотировании, но и множество других факторов риска.
Ситуация со снаряжением, предлагаемым потенциальным потребителям всеми существующими Европейскими и Американскими производителями, обстоит следующим образом. Существует два основных направления конструкторских мыслей. Первое направление развивается усилиями компаний производителей классического парапланерного снаряжения. В основном данные концепты представляют собой масштабированные в меньшую сторону крылья и облегченные подвесные системы, имеющие классическую парапланерную компоновку. Второе направление развивается усилиями производителей снаряжения для парашютного спорта и его направления Groundlaunch. К сожалению ни то, ни другое направления в полной мере не учитывают специфику пилотирования крыльев в дисциплине speedriding.
Крылья и подвесные системы «Speed-way vx» , описание которых предлагается Вашему вниманию на наших страницах, разрабатывались с учетом всех перечисленных выше нюансов. Это разработки, которые прошли проверку в различных условиях эксплуатации и положительно себя зарекомендовавшие.